n_zlobin ([info]n_zlobin) wrote,

Бессистемная власть


Read in English

В России резко активизировались разговоры о необходимости реформы политического устройства страны, механизма формирования и функционирования власти. Появляются соответствующие законопроекты. Мне кажется, что есть несколько принципиальных моментов.

Во-первых, необходимо признать, что в России сложился глубокий кризис всей модели власти. Страна нуждается не просто в реформировании и совершенствовании отдельных сторон своего политического устройства, но в его полной и глубокой перестройке. Нужна полноценная реформа власти. Нынешний ее механизм исчерпал свой потенциал, ныне он представляет собой бессистемный набор разного рода институтов, процедур и рычагов. Некоторые из них еще отчасти адекватны, другие носят случайный характер, не обусловлены политической природой российского государства, произвольно взяты из иностранного опыта или попросту отстают от требований времени. В России полностью отсутствует главный принцип устройства любой власти — ее системность. Власть в стране на практике представляет собой алогичный набор случайных и несогласованных элементов. Более того, как в любой несложившейся системе, плохо работающие части сводят на нет все преимущества ее потенциально эффективных сторон. Во-вторых, нельзя, чтобы импровизация оставалась главным методом политического реформирования, как это было до сих пор. К примеру, в 2004 г. не было никаких фундаментальных причин для отмены губернаторских выборов. Но и в 2012 г. нет таких причин для их возвращения, тем более что еще недавно Дмитрий Медведев уверял, что их не будет еще 100 лет. И то и другое есть импровизация со стороны власти, тактический экспромт. Такими же случайными экспромтами выглядят, например, предложения оснастить все избирательные участки веб-камерами. Начинать надо, по-моему, с определения того, какую роль должна играть в современном обществе Дума, каковы ее задачи — и только потом создавать адекватную этим задачам систему формирования данного института. Бессмысленно обсуждать честность выборов, когда Дума не пользуется ни малейшим авторитетом в стране. Какая разница, как ее выбирать? Стоит ли вообще обсуждать процедуру подсчета голосов за депутатов, если, например, вообще нет процедуры их отзыва, а все политические партии отказываются раскрывать источники своего финансирования?

Не менее бессмысленно обсуждать метод формирования губернаторского корпуса, если полностью отсутствует понимание роли губернаторов в системе власти. Являются ли они, например, представителями центра в своих областях, как это было в царской России, или, наоборот, их задача состоит в защите своего региона от центральной власти, как в США? Как система избрания губернаторов координируется с процедурой их снятия? Почему сегодня предлагается вернуть выборность именно губернаторов, а не, скажем, мэров? Почему в России должно быть именно 86 губернаторов? Вопросов много, но логичных ответов на них никто дать не в состоянии. Все шаги носят характер экспромта, а их вес зависит только от властных возможностей предлагающего. Так было и с новыми сроками президентских и депутатских полномочий, и с отменой зимнего времени, реформой милиции и изменением часовых поясов. Импровизация — не только антидемократический, но зачастую и антигосударственный подход к реформированию. Любая система эффективна, если она функционирует как целостность. В России не только отсутствует власть как целостная система, но до сих пор нет ответа на главный вопрос: какую именно роль эта власть должна играть. Без полноценного ответа на него вообще невозможно системное реформирование.

В-третьих, нынешняя Конституция страны не только создала условия для сверхпрезидентской власти, но и закрепила советское внутреннее национальное устройство страны, являющееся настоящей часовой бомбой, заложенной под территориальную целостность государства, а также отобрала у народа права на национальные богатства, не обеспечив одновременно защиту священного права частной собственности и равенства всех перед законом. России, на мой взгляд, нужна новая Конституция, которая сможет придать российской власти системность, целостность, поставить барьер против политической импровизации и обеспечить фундаментальную легитимность власти. Любая политическая реформа на базе нынешней Конституции не станет системной и не выйдет за рамки косметической.

Необходимо уйти от еще одной беды российского реформаторства последних десятилетий — скорой подготовки реформ и неспешной их реализации. Готовить реформы надо не спеша, фундаментально, с учетом всех возможных последствий, но реализовывать их необходимо быстро и решительно. Слишком медленно осуществляемая, пусть и хорошо продуманная реформа почти наверняка превратится в антиреформу. Работа над новой Конституцией не может вылиться в очередную кампанейщину, а должна стать главной политической задачей нового президента страны.

В-четвертых, конституционная реформа не может проводиться институтом, не пользующимся доверием общества, каковым сегодня является Дума. Даже процедура ее формирования признана нелегитимной тремя из четырех парламентских партий. Нелегитимность Думы неизбежно ведет к слабой легитимности любых ее решений, независимо от их реального качества. Думается, необходим созыв принципиально нового представительного и демократического органа, например Конституционного собрания, с максимальными полномочиями в сфере политического реформирования страны. Подготовка такого собрания и его созыв должны стать второй важнейшей задачей нового президента страны.

Было бы логично возложить всю подготовительную работу в этой области на авторитетную конституционную комиссию, которую мог бы возглавить, к примеру, политик и юрист Дмитрий Медведев. Здесь, а не на посту премьера, который был, очевидно, обещан ему в рамках сугубо внутренних договоренностей, Медведев смог бы сыграть поистине историческую роль в тандеме со следующим президентом России. А на посту премьера должен сегодня оказаться молодой, эффективный и не связанный со сложившейся властью менеджер, способный сутками корпеть над разрешением острейших экономических проблем страны, но совершенно не имеющий собственных политических амбиций и стремления к публичности. Тандем же должен обеспечить ему свою поддержку и свободу рук от попыток политического и персонального давления.

Опубликовано в "Ведомостях" за 30.01.2012: http://www.vedomosti.ru/opinion/news/1488228/bessistemnaya_vlast





  • Post a new comment

    Error

    Your reply will be screened

  • 19 comments

[info]ab_andrey

January 30 2012, 10:42:25 UTC 3 months ago Edited:  January 30 2012, 10:42:55 UTC

Первый тезис поддержу абсолютно. Импровизация стала не редкой вспышкой мысли, а системой. Это зло.
Второй тезис отсутствует, потому что сразу идет "в-третьих".
Третий тезис- про то, что нужна новая конституция- это как раз из разряда импровизаций.
Ну а четвертый тезис- что новую конституцию может нам составить юрист Медведев- абсолютно неубедительно, Медведев может часовые пояса переставлять или лампочки запрещать- вот его творческий потолок, как показала практика.
Все выше высказанное- ИМХО

[info]sinta555

January 30 2012, 11:01:06 UTC 3 months ago

Конституционное собрание - это интересная мысль.
Однако, мне кажется ни путин, ни Медведев никаких реформ не хотят. Они хотят прокрастинировать дальше и дальше.

[info]ab_andrey

January 30 2012, 11:16:11 UTC 3 months ago

Новая конституция- это сейчас будет модным трендом. Сначала Горбачев вбросил, теперь Злобин осторожно поддерживает, дальше- больше- после выборов будут говорить: "Царь- не настоящий" и т.д. Боюсь, ничем хорошим это не закончится...

[info]lahtak

January 30 2012, 11:23:21 UTC 3 months ago

Медведев будет у нас конституцию готовить :) "... И бросили щуку в воду"

[info]dimannb

January 30 2012, 11:24:03 UTC 3 months ago

Демагогия!!!

[info]vsevolod_55

January 30 2012, 11:35:42 UTC 3 months ago

Не усегда я с тобой согласен, н в этот раз ты всё говоришь "в яблочко".

[info]elakalin

January 30 2012, 12:41:26 UTC 3 months ago

А можно узнать почему Вы предлагаете именно Медведева для такой несколько необычной роли?

[info]vesov

January 30 2012, 16:26:31 UTC 3 months ago

«Нужна полноценная реформа власти.
 Начинать надо, по-моему, с определения того, какую роль должна играть в современном обществе Дума,»
Добиться полноценной реформы власти можно лишь постоянным давлением на эту власть. Или политическим путем, действуя через своих депутатов, или (при невозможности этого) путем акций гражданского неповиновения. Никаких иных способов заставить власть проводить ненужные с ее точки зрения преобразования нет. Соответственно и начинать нужно с обеспечения поддержки необходимых с чьей — то точки зрения реформ народом. А уж детали возможных изменений определятся путем достижением (или его отсутствием) консенсуса между властью и оппозицией.

[info]superambo

January 30 2012, 17:25:14 UTC 3 months ago

согласен..пора уволить путина..
а медведев он жалкий..

[info]koshutin

January 30 2012, 21:06:53 UTC 3 months ago

Вот и Вы впрямую заговорили о том,
что управление «деградирует»,
что де-факто государства, как властной «конструкции» нет,
что – тем самым – «курс Путина» - «обанкротился»...
Да, много чего требует изменений, но не Конституция,
она может еще долго быть основой для жизнеустройства
А требуется другое – приход к власти деятелей
способных к мышлению политическими категориями,
способных понять – на сей момент главное – куда двигать страну,
способных полноценно и точно осмыслить проблемы страны,
и предложить действенные и эффективные решения ...
Для этого не подходят те, кто видит в государстве
лишь более масштабный завод–корпорацию.
Тут нужны те, кто может мыслить исторически.
Понять, например, что исторический тренд определяется
деяниями самой страны, ее гражданами,
что статус каждого гражданина определяется
в первую очередь статусом страны.
А статус страны определяется признанием такового
со стороны других, прежде всего – передовых стран
В прошлой истории положение каждой страны
определялось соглашением – мирным договором,
которым итожилась закончившаяся война.
Вестфальским мирным договором Россия ранжировалась
примерно также как такая странная как Валахия.
Петр Великий превратил Россию в Империю,
в европейскую (по тогдашним меркам – мировую) державу.
Благодаря государству Ленина-Сталина
Россия (СССР) стала страной мироустроителем,
основателем ООН, постоянным членом ее Совета Безопасности,
обладающим Правом Вето.
Развал СССР ослабил наши позиции,
а политика режима последнего десятка лет
привел к тому, что мы де-факто утратили
влияние не только на дальних пределах,
но уже и на Ближнем Востоке, арабском мире целом и т.д.
Таким образом, главным ориентиром
для будущих лидеров страны должна быть
ясность в направленности «движения страны»,
точные цели, понимание того где и как
изыскать внутри страны средства и ресурсы
для обеспечения такого «движения»
(главным образом через реформы).
У Путина такого проекта нет.
И Прохоров ему в этом не поможет.
Тут, как говорится, нужны другие "системщики".

[info]jumper_alpha

January 31 2012, 06:06:22 UTC 3 months ago

А почему, что - первопричина? Разъединенность всех нас. Кластерность социума. Противостояние интересов этих кластеров. Отсюда - проблема курица/яйцо. Чтобы успешно делать, надо объединиться, чтобы объединиться - надо вместе делать.
Где выход? Параллельный эволюционный процесс. Эволюция коллективного разума России в свободной стране Интернет:
http://jumper-alpha.livejournal.com/24917.html
http://jumper-alpha.livejournal.com/26071.html
Что скажешь, страна Интернет?

[info]Sergey Sonin

January 31 2012, 08:19:15 UTC 3 months ago

Николай, приветствую тебя!
Задумано правильно. Повестку дня новому президенту следует писать всем сообща, но видим пока статейки Путина. Не доросли лилипуты до государственный мужей. Кризис систем начался ещё 20 лет назад, но Россия проспала этот момент и получила весь букет нового развала. Будущий президент - это самоубийца, его растерзают за всё, что будет происходить в 2012 и других годах. Россия к войне неготова, да и народ уже не тот, что был в 1941. "Тихая война" последних лет подходит к своему логическому завершению, переходя в горячую фазу.

[info]vakulvas

February 1 2012, 17:39:24 UTC 3 months ago

Уважаемый владелец этого Живого журнала!
Приношу извинения за офф-топ.
Я представляю группу независимой воронежской оппозиции. Мы пытаемся с помощью Интернета донести до российской общественности правду о беспределе, который устроил в Воронежской области губернатор Алексей Гордеев. Гордеев и его окружение разрушают наш регион. Они добивают воронежскую промышленность, чтобы быстро распродать земли фабрик и заводов.



Гордеев и его подельники захватывают лучшие земли области. Идет грабеж воронежского сельского хозяйства, которое отброшено губернатором на десятки лет назад.



Взятки, откаты и рейдерство заставляют инвесторов бежать из области. Под властью Гордеева воронежцы становятся все беднее, пенсионеры области уже на грани выживания.



Воронежская область – источник быстрой наживы для губернатора, его жены и детей. Семейная мафия Гордеевых захватила 150 тысяч гектаров чернозема. Из нашей бедной области Гордеев и его подельники выкачивают по несколько сот миллионов долларов в год!


[info]afagorte

February 9 2012, 06:55:23 UTC 3 months ago

Насчет ужасающей работы губернатора Гордеева с инвесторами подмечено очень верно! Сравним, например, Калужскую область – где открылись и Фольксваген, и Вольво, и Самсунг и Воронеж – куда никто не хочет идти. А кто пришел – типа шведов из «Агроинвеста» - тех выдавливают. Осталось только Пирелли, ради которого, по мнению авторов роликов, Гордеев разорил местный шинный завод. Как говорится результаты налицо

[info]yanonpartisan

February 2 2012, 11:05:20 UTC 3 months ago

Хорошая статья. Согласен,в принципе, со всем. Дополню, что Медведев как Президент был (и мог бы дальше быть) приятным собеседником для западных лидеров. Однако в качестве премьера вряд ли ему будет легко и эффективно работаться в условиях кризиса. Да и спалиться легко на реформах - так что премьер нужен новый - толковый работяга без лишних амбиций.

[info]shortcircuit_ru

February 4 2012, 15:51:08 UTC 3 months ago

Николай, что за название Вашей красной шапки оч. нужно.

[info]v_zamiatin

February 6 2012, 06:38:25 UTC 3 months ago

Согласен со всем, что написано.
Только что (и как) делать с исторически сложившейся "национальной структурой устройства страны" не ясно.

С вашего разрешения размещу ваш пост у себя в жж.

[info]geber1

February 10 2012, 10:24:29 UTC 3 months ago

Когда знаюший меньше , чем неизвестное ! Pефоpма это лабиpинты паузы .

К примеру, в 2004 г. не было никаких фундаментальных причин для отмены губернаторских выборов. Но и в 2012 г. нет таких причин для их возвращения, тем более что еще недавно Дмитрий Медведев уверял, что их не будет еще 100 лет. И то и другое есть импровизация со стороны власти, тактический экспромт. Н. Злобин . _______________Сам факт такого замечания от Вас безупpечно , так же идея о бeссистемности Власти . Думаю что Вам известны и глубокие коpни этих феноменов , так же самой Власти пpисуша логика пpинимаемых на скоpую pуку многих pешений , устpаиваюших Власть по ходу видимой колеи на бездоpожье , когда колея исчезает опять начинаеться импpовизация .Но каpт то нет , никто не возметься заpанье обозачить все пункты и стоянки на каpте по бездоpожью в коию вступила Pоссия и ее в этом обвинить это пол дела .
Вот Вы Уважаемый Злобин , написали статью у себя в блоге после 2-ух месяцев , и два нейтpальных Pогозин зачем нужен ? (да он сам не знает зачем он нужен .) Вот Вы сами то лучше знаете почему Вам нужно было пауза ? Ценью это было гениально с Вашей стоpоны , оценил еще в ноябpе , кстати не каждый это знает и понимает . Но заметьте :_а Ваш ли выбоp был в этом ? Как видите внешнее замаскиpованное, сама опpеделила эту колею в паузу не зависимо от Вас . Такова пpиpода ьесконечности на детали пpавды , она скупа , так как внешнее было большее чем вынужденное обстоятельста .Так же все пpоисходить со всеми гениальными pефоpмами со всеми эвpика .Если судьба спеpматазоида случайно , то после 40 лет лишь у законченного идиота . Так же обстоять дела у ядеpной деpжавы , если она в эмбиpональном состояние глупости и тупости , ей постоянно надо pефоpмы под контpолем чиpковой , макфола , ббс , каpновалного , постепенный pост и быть взpослым это его путь в эволюции . Всякая эвpика это пауза , пеpвыми кто понял как быть с паузой это китайцы , они нашли ДАО потом смысл в ДАО саму де , потом некто составил нотную тетpадь и ноту "ДО" а некий хитpец сунул туда свой знак ключь , в эту самую нотную тетpадь . вот этот ключь бесполезная все считают и многие не знают в чем в нем смысл? но она нужна . Так же любая pефоpма это ключь к паузе , она ничего не даст ничего не измениться :_pеки так же будут течь , молоко от козла или коpовы , павидла от яблок , но не в этом дело , главное всех уткнуть в паузу идиотизма на вpемя , потому что сознательность еше опаснее чем идиотизм , если идиотизм спасение то сознательность и логика , ум , все это паpаличь и веpнвй путь попасть к шуллеpам в обьятия .

Suspended comment

Create an Account
Forgot your login or password?
Facebook Twitter More login options
English • Español • Deutsch • Русский…